Военно-техническое сотрудничество двух великих держав продолжит развиваться по восходящей. Общий пакет заказов превышает 20 миллиардов долларов. На подходе реализация крупных модернизационных проектов, разработка совместного истребителя пятого поколения и создание гиперзвуковой ракеты на базе "БраМос". Вообще к нашим крылатым и винтокрылым машинам в Индии относятся с большим уважением. Ведь в немалой степени благодаря позиции СССР в середине ХХ века здесь удалось создать высокотехнологичную авиапромышленность и реактивное двигателестроение.
На открытие салона очень ждали пилотажную группу "Русские витязи". Им заранее отводилась роль звезд воздушного показа. Увы, капризы русской зимы стали непреодолимым препятствием, и группа не смогла добраться до Бангалора даже в четверг, во всяком случае, к обеду. Впрочем, может оно и к лучшему. Как только в небе над летным полем авиабазы появились первые самолеты, откуда ни возьмись, налетели целые стаи орлов. Их отпугивали фейерверками, громкими звуками, махали шестами с тряпками. Но орлы - это не пугливые голуби, а птицы гордые. Они парили совсем рядом с самолетами и вертолетами. Из-за этого летную программу пришлось свернуть, а Су-30МКИ индийских ВВС даже не рискнул подняться в воздух. Впрочем, организаторы выставки уверяют, что к дням публичного показа - в пятницу-воскресенье, орлов они угомонят. И жители Бангалора смогут насладиться красотой боевых машин в воздухе, в том числе, и "Русскими витязями", которые обязательно прилетят.
Отдельные эксперты в последнее время утверждали, что в военно-техническом сотрудничестве России и Индии наблюдается спад.
Заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин сказал корреспонденту "РГ", что это совсем не так. По его словам, тот факт, что мы проиграли тендер на легкий истребитель, уступив французскому Rafale, говорит лишь о том, что ВВС Индии предпочитают диверсифицировать боевой парк своих самолетов. И мы к этому их праву относимся с уважением. Тем более что военно-транспортные, боевые самолеты и вертолеты российского производства занимают все больше места в парке ВВС Индии.
По прогнозам солидных экспертов, самым массовым истребителем в Индии станет Су-30МКИ (около 300 единиц). Должен появиться российско-индийский истребитель пятого поколения - FGFA. Его количество в составе ВВС может достигнуть 200 машин. Кстати на стенде авиастроительной корпорации HAL стоит макет этого самолеты в раскраске ВВС Индии. Основным истребителем авиации ВМС уже становится МиГ-29К/КУБ, заменяющий английский "Харриер". Показательно, что если с авианосцем "Викрамадитья", для которого и создавалась индийская версия МиГ-29К, постоянно возникали какие-то проблемы, то к самолету претензий никогда не было.
Практически все издания, освещавшие выставку в Бангалоре, давали самые лестные характеристики российским корабельным самолетам. Многие СМИ рассказали о том, что гендиректор РСК "МиГ" Сергей Коротков совершил взлет и посадку на палубу "Викрамадитья" на истребителе-спарке МиГ-29КУБ, который пилотировал летчик-испытатель Михаил Беляев. По словам индийских пилотов, уже летавших на российских корабельных истребителях, эти машины заслуживают самой высокой оценки.
Миговцы впервые показывают за рубежом уникальный тренажер, аналогов которому в мире пока нет. Называется он: "Комплекс реального видения" и, по словам его разработчиков, может использоваться в качестве составной части специализированного тренажера боевого применения СТБП-29, предназначенного для подготовки пилотов различных модификаций истребителей МиГ-29.
Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на летчиков корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, которым зачастую приходится очень быстро принимать решения по самым сложным задачам - посадка на палубу, полет в плотном строю и дозаправка в воздухе. Так вот, никакой самый лучший тренажер не дает ощущения объема.
Комплекс же реального видения, показанный в Бангалоре, создает стереоскопическое изображение воздушной обстановки при помощи проекторов, управляемых компьютерами, и специальных очков. Что-то похожее, но более простое, можно увидеть в 3D-кинотеатрах. Как отмечают те, кто "летал" на новом комплексе, у пилота и инструктора возникает абсолютная иллюзия реального полета. Центральным элементом комплекса является кабина, соответствующая реальному самолету.
Пилоты ВВС Индии, которые управляли полетом в режиме 3D, не могли скрыть просто детского восторга от своих ощущений.